Одним из институтов, который в значительной степени сопротивлялся индустриальной деградации почти в каждом городе восточной Украины, является местный музей. Краеведческие музеи служат своеобразным конструктом социальной реальности для школьных групп. Они могут быть одной из основ системы образования и ключевым институтом, когда дело доходит до создания чувства местной привязанности и самобытности. Однако, важно понять, как эти музеи могут справиться с насилием прошлых лет и как война в Донбассе может коррелировать с советскими героями труда. Есть ли что-то в музее, что не является героическим или красивым? Могут ли права человека стать экспонатом, который служит предметом гордости и материалом для идентификации?
Многие местные музеи освободили угол в одном из своих выставочных залов после начала АТО в 2014. Они предоставили место для экспонатов, которые документируют продолжающуюся войну с российскими сепаратистами. Часто солдаты и бывшие бойцы добровольческих батальонов передавали экспонаты для музеев, что в целом влияло на тематику выставки и её существенную военную составляющую. Зритель может увидеть на большинстве таких выставок взорвавшиеся снаряды, камуфляжные сети, неиспользованное вооружение, военные значки и портреты погибших солдат. В целом, кураторы копируют советскую репрезентацию Второй мировой войны с помощью идеологической составляющей историй и персонажей, которые представляют собой борьбу всего общества.
Сотрудники Восточноукраинского центра общественных инициатив посетили музеи в шести городах вдоль линии соприкосновения: в Северодонецке, Лисичанске, Изюме, Покровске, Славянске и Днепре. Нашей целью было проанализировать как они отображают тему защиты прав человека в своих экспозициях.
Кураторы и сотрудники музеев отметили, что экспозиции, связанные с АТО или войной, не так популярны. Люди уже устали от темы войны. Возможно, это связанно с тем, что посетители хотят получить эстетическое удовольствие от просмотра экспонатов и не хотят размышлять на тему войны, которая занимает их умы уже 4 года. Возможно, люди хотят увидеть что-то необычное, чего они раньше не знали. Ужасы войны им хорошо знакомы, и они максимально пытаются от этого абстрагироваться, чтобы жить нормальной жизнью.
В то же время, сотрудники музеев в Днепре и Изюме подчеркнули, что люди, которые живут рядом с контактной линией, чувствуют себя забытыми и хотят рассказать миру, что в их регионе произошло нечто беспрецедентное. Они считают, что преступления против людей и их имущества требуют дальнейшего расследования и обсуждения; дискуссии среди людей, переживших этот конфликт. Именно поэтому имеет смысл рассказывать личные истории людей, провоцировать диалог в обществе касательно темы войны и защиты прав населения.
Местные музеи в большинстве случаев являются государственными учреждениями, которые подчинены муниципальным или областным отделам культуры. Тем не менее, они открыты для сотрудничества с негосударственными субъектами, например, инициативами местного гражданского общества. Это играет очень важную роль, особенно когда речь идет о репрезентации войны на Донбассе. Наряду с церковью и инициативами добровольцев, общественные организации пользуются гораздо большим доверием, нежели правительство, парламент или даже средства массовой информации. Объединение с гражданскими инициативами может послужить хорошим способом как музеи могут укрепить партнерские связи, а также получить удельный вес в обществе.
Национальный союз краеведов Украины, в который входят многие из местных музеев, прямо заявляет о цели взаимодействия с настоящим и о необходимости сотрудничества с гражданскими инициативами. Глубокая связь с местным обществом, общественными организациями, а также с областными и городскими структурами, делают местные музеи влиятельным игроком в образовании и создании идентичности. Нарушения прав человека, напротив, не являются типичным субъектом краеведения. Пространство для показа в музеях обычно служит пьедесталом для достижений, а не страданий. Человек, личность, появляется в музейном пространстве после того, как он совершил великие дела или умер во имя благородной цели, но не после того, как он стал жертвой насильственного конфликта. Жизнь обычных людей попадает в музейную экспозицию лишь спустя столетия после их жизни или даже эпохи. Однако, музей лишает их индивидуальности, он актуализирует «экзотичность» этих людей – их одежда или орудия труда становятся достаточно интересными для будущих потомков из-за абсолютно разного способа жизни и мышления.
А что будет если рассматривать права человека, а не только наконечники стрел или деревянные плуга, как артефакт, чтобы улучшить свою жизнь и понимание исторических событий? Инструмент, который будет выглядеть для наших потомков как очевидный и примитивный, словно сельскохозяйственные инструменты столетия назад. С таким отношением к правам человека они станут одной из тех технологий, которые появились в определенный период. Это приведет к появлению многих интересных экспонатов: борьба граждан за возвращение утраченного ими имущества на войне или рассказ о том, как родители настаивали на правах своих детей на образование, даже когда они укрывались от гранат в подвале.
Сотрудничество государственных и негосударственных субъектов с краеведческими музеями обеспечит хорошие предпосылки для репрезентации нарушений прав человека, которые происходят на войне. Если нам удастся продемонстрировать защитный эффект прав человека на примере отдельных историй, их ценность и использование станут столь же ясными, как использование артефактов, созданных предыдущими поколениями, чтобы облегчить собственную жизнь. Пришло время сделать права человека экспонатом выставки, а также истории людей, которые появляются рядом с героями войны и труда прошлых веков, чтобы приоткрыть занавес человеческой драмы 21 века.
Босния и Герцеговина. Опыт этой страны важен для Украины, поскольку горячая фаза конфликта была...
На этой неделе в Киеве в перемещенном из оккупированного Донецка арт-центре "Изоляция"...
«Русская весна» пришла в прифронтовой Торецк Донецкой области (до декоммунизации – Дзержинск, –...
2 октября в 16:00 в помещении Полтавского художественного музея (ул. Европейская, 5) состоялась презентация издания "Город, с которо...
2 октября в 16:00 в помещении Полтавского художественного музея правозащитники представят издание «Город, с которого началась война»...
17 сентября в 15:00 в Областной универсальной научной библиотеке г. Хмельницкий состоялась презентация интерактивной выставки показа...
Секретариат Коалиции «Справедливость ради мира на Донбассе»
01001, г. Киев, ул. Рижская, 73-Г