В Лисичанске 11 мая 2014 состоялся так называемый «референдум», а 22 мая началась эскалация. Вооруженные сепаратисты заблокировали мост, перекрыли движение транспорта, захватили шахты «Лисичанскуголь» и завладели взрывчаткой; в тот же день между Лисичанском и Рубежным произошел бой боевиков и Нацгвардии. Бои за Лисичанск, в том числе и с применением авиации, продолжались до 24 июля.
За время оккупации сепаратистское батальон «Призрак» Алексея Мозгового устроил себе штаб-квартиру в лисичанском стеклозаводе «Пролетарий», расположенный на улице Октябрьской, 318. На этой территории размещалось много единиц военной техники, оружия, боеприпасов. Здесь была и тренировочная база для боевиков, и штаб руководства. А кроме этого стеклозавод стал местом содержания заложников.
«Уже тогда там были на 95% русские, и никто не стеснялся, не скрывал, они говорили, вот, мы русские, пришли вас защищать, а вы такие-сякие здесь сидите, а не защищаете свой Донбасс от «бендеров», от «правосеков»... Они паспорта показывали, тыкали в лицо и говорили – мы вот с Ростовской области, с Белгородской области», – вспоминает автомеханик с Рубежного Владимир Козюберда, которого захватили и привезли на стеклозавод в конце июня.
Боевики «Призрака» задерживали людей по политическим мотивам, и за дисциплинарные нарушения. С первыми, как правило, обходились очень жестко. Рассказывают также о случаях, когда женщины просили боевиков «воспитать» своих мужчин, например, забрать их на окопы. Конечно, потом возникала проблема, чтобы получить своих мужчин назад.
Бывший задержанный, который дал интервью ICTV на условиях анонимности, показал журналистам комнаты на первом этаже стеклозавода, где удерживали заключенных. По его словам, людей пытали там же, на глазах остальных пленных.
А у матрасов стояла такая, как магнето, ручная динамо-машина. В основном один или двое держали, а другой подключал ток. И это все происходило, потому что нас не выводили отсюда. Страшно, потому что потом человек становился более спокойным.
Этот мужчина провел в плену Мозгового месяц, и смог убежать со второй попытки – уже из бомбоубежища, расположенного на территории стеклозавода.
Другой пострадавший – протестантский пастор, которого схватили в конце июня из-за того, что один из верующих его церкви имел личный конфликт с одним из боевиков. При задержании сепаратисты облили его ноги бензином и пугали, что подожгут. Нанесли сильный удар по лицу и сломали верхнюю челюсть. Затем его повезли на стеклозавод. Утром, несмотря на сломанную челюсть, которая очень болела, и было трудно дышать, его заставили убирать второй этаж, где жили командиры боевиков, разгружать «Урал» с гранатометами, рыть окопы. Затем надели наручники и повели на «стрельбище», где его начали допрашивать.
«Доктор» и еще один, как мне показалось, россиянин, допрашивали меня о том, что я знаю о зачистке... Спрашивали об убийстве детей в Счастье. Спрашивали, как я буду встречать украинскую армию. Во время этого допроса «доктор» стрелял мне над головой сначала из пистолета, а затем взял автомат и стрелял из него, а еще ударил прикладом в плечо. Это все продолжалось около получаса.
Пастор вспоминает, что на территории стеклозавода видел около 500 боевиков. Пленных было человек 20. Среди них были двое, задержанные просто за то, что вышли в магазин. Другого, лет 45, обвиняли в причастности к «Правому сектору» и сильно избили. Пастор провел в плену сутки – пришли верующие и добились его освобождения.4
Одна жительница Лисичанска рассказала Центру общественных инициатив о задержании своего мужа. Его схватили за нарушение комендантского часа.
Его везли на базу в багажнике. Он пытался оттуда вырваться и повредил авто, за это на него еще больше «обиделись». За нарушение комендантского часа обычно давали 3-5 дней, но так как он еще и повредил авто, то ему дали 10 дней.
На стекольном заводе мужа били в коридоре, а потом держали в комнате еще с 10-15 заключенными. В четыре утра его подняли и приказали мыть пол, убирать и готовить еду. Каждое утро проходило построение заключенных. Его проводил некий Леха по кличке «Гном», полный, с золотыми зубами. Жена четыре раза приезжала и просила отпустить мужа. На пятый день заключения его все же выпустили, с синяками по всему телу.
19 ноября Европейский суд по правам человека принял решение, которым признал неприемлемым заявление группы пенсионеров из Луганска,...
13 ноября во многих странах мира отмечается ежегодный Всемирный день доброты. Праздник призван обратить внимание на позитивную силу...
29 октября Прокуратура Донецкой области объявила заочное подозрение руководителю подпольной тюрьмы «Изоляция». Об этом сообщил отде...
Секретариат Коалиции «Справедливость ради мира на Донбассе»