Тюрми и пыточные Славянска: Подвал СБУ

07.03.2016

Location icon улица Карла Маркса, 32, Славянск, Донецкая область, Украина, 84100


Захват Славянска 12 апреля 2014 пророссийскими сепаратистами под руководством гражданина Российской Федерации Игоря Стрелкова (Гиркина) стало точкой отсчета антитеррористической операции, объявленной в ответ властями Украины. Именно Славянск стал плацдармом для дальнейшего продвижения боевиков «ДНР». «Мэром» города провозгласил себя местный бизнесмен Вячеслав Пономарев.

Пономарев призвал доносить «народной дружине» на «подозрительных» лиц, особенно тех, которые разговаривает на украинском языке, а также запретил партии «Батькивщина», УДАР и «Свобода» и призвал власти России ввести миротворческие войска. «Подозрительных» заключали в подвале захваченного здания СБУ, в изоляторе временного содержания горотдела милиции и на пожарной станции поселка Артема.

В заключение можно было попасть по доносу, за нарушение комендантского часа, за фотографирование, по подозрению в проукраинской позиции или даже по пресловутой сталинской «58-й статье».

На втором этаже СБУ находились кабинеты И. Гиркина и главы «военной полиции ДНР» Виктора Аносова (позывной «Нос»), который руководил незаконной тюрьмой. Внутренний двор СБУ, где располагались хозяйственные постройки, гараж, туалет, баррикады и подвал основного здания участники незаконных вооруженных формирований использовали для допросов.

Среди задержанных в захваченном здании СБУ были проукраинские активисты, бизнесмены, участники НЗФ, военнослужащие ВСУ, журналисты, украинские госслужащие, представители протестантской церкви, нарушители комендантского часа и тому подобное. Некоторых пленников привозили из соседних городов: Горловки, Константиновки, Краматорска, Николаевки. В основном это были мужчины, но в апреле 2014 года в течение недели в отдельной подвальной комнате удерживали женщину - украинскую журналистку. Заложников могли содержать от нескольких часов до месяца. Основное количество незаконно задержанных в Славянске удерживали в здании МВД, а подвал здания СБУ использовали для содержания особо ценных для И. Гиркина пленных

 

Журналисты и ОБСЕ в заложниках

Среди захваченных в Славянске людей было 40 украинских и иностранных журналистов. Среди них – американский журналист Vice News Саймон Островский, журналист польского фонда «Открытый диалог» Сергей Лефтер, журналистка «Комсомольской правды в Украине» Евгения Супричева, общественный журналист Артем Дейнега, журналист из Коломыи Евгений Гапич, итальянские журналисты Поль Гого и Косс Аттанасио, корреспондент белорусской газеты «Нови час» Дмитрий Галка, журналист американского издания BuzzFeed Майкл Джиглио вместе с волонтеркой из Донецка Еленой Глазуновой, а также съемочные группы телеканалов SkyNews и CBS. Многие из них держали в подвале здания СБУ.

Саймон Островский
Заголовок

Саймона Островского (на фото вверху) похитили 21 апреля, завязали глаза, замотали руки скотчем и били. Он провел в подвале СБУ четверо суток. По его словам, первую ночь боевики пытались сделать настолько невыносимой, насколько возможно – каждые полчаса кто-то заходил, бил и угрожал. Власти США призвали Кремль немедленно освободить американского гражданина.

Я отказался сказать пароль от ноутбука, и меня ударили по руке палкой. Когда я спал на полу, мужчины в масках будили меня и заявляли, что никто не узнает, если меня убьют, и били меня ногами по ребрам.

Рассказывает свою историю плена Сергей Лефтер:

Конечно били. При допросе. Что касается меня лично, допрос был 18 числа. Я был во время допроса Виталия Ковальчука и двух парней с Правого сектора. Они сами признались, что с Правого сектора. Впоследствии их нашли убитыми.

Евгений Гапич (на фото внизу) провел в плену два дня, все это время находясь с завязанными глазами и руками. Его удерживали отдельно.

Допрашивали с применением физической силы. Один, который называл себя «беркутовцем», вел себя особенно жестоко. Обещал отправить в «Небесную сотню». Провел ножом по шее – еще остался шрам.

Евгений Гапич
Заголовок

Кроме того, 25 апреля боевики захватили в плен наблюдателей от ОБСЕ, и держали их в подвале СБУ с завязанными глазами и руками. Пленных освободили 3 мая после вмешательства представителя Владимира Путина Владимира Лукина. Один из пленников, чешский инспектор Йозеф Пржеровський, рассказал потом, что боевики неоднократно угрожали заложникам использовать их в качестве «живых щитов».

Условия подвала

По показаниям потерпевших, в подвале СБУ было грязно и холодно, несмотря на теплое время года – 15-18 градусов. Воздух был несвежим. В тех комнатах, где были окна, была возможность открывать форточку для проветривания, но чаще это запрещалось, чтобы заключенные не слышали разговоров охранников на улице. В коридоре горела лампочка, которую разрешалось выключать, но и тьму она почти не развеивала.

«Если большая комната, то где-то человек 15–16. Самая маленькая комната – без окон – где-то размером 4х4, вмещала 10–11 человек. В общем там были три комнаты в одном помещении в подвале, и еще одна на складе, в которой тоже были люди. То что я знаю – то в подвале за день могло находиться 20 человек», – рассказывает журналист Лефтер.

Окно в подвале
Заголовок

Кормили два раза в день, кашей с кусочком колбасы или огурца, но, по словам потерпевших, недостаточно. Воду заключенные могли набрать, когда их выводили, или попить с импровизированного умывальника-бутылки, но вообще воды не хватало. «По-маленькому» в туалет ходили в пятилитровую пластиковую бутылку, а для других целей следовало долго просить, чтобы охранники вывели.

Условия подвала
Заголовок

Бывшие пленники свидетельствуют, что на подвале не позволяли спать, особенно ночью. Заключенные могли вздремнуть днем, а ночью приходили охранники и били тех, кто засыпал, электрошокером или палками. Некоторым пленным даже не позволяли лечь, только сидеть. Ложиться приходилось прямо на бетонный пол, в лучшем случае подстелив мешок или тряпку. Также запрещалось разговаривать между собой.

Заключенных порой выводили на принудительные работы, делать укрепления, копать окопы или убирать территорию.

Здание СБУ Славянска
Заголовок

 

 

Пытки

Практически всем захваченным людям боевики завязывали глаза (заворачивали скотчем или надевали на голову мешок), связывали руки, иногда – и ноги. Кое-кто проводил в связанном состоянии, ничего не видя, по несколько суток.

Над заключенными постоянно издевались, физически и психологически – били руками, ногами, палками, электрошокером, прикладами, выбивали зубы, кололи шилом, делали порезы ножом, кололи сверлом, лишали сна, имитировали расстрел, угрожали. Люди выходили из подвала с выбитыми зубами, сломанными ребрами, многочисленными гематомами. Медицинской помощи задержанным не предоставляли.

Виталий Ковальчук
Заголовок

Жестокие пытки пережил Виталий Ковальчук (фото выше сделано вскоре после того, как он освободился из плена), который стал свидетелем последних дней горловского депутата Владимира Рыбака и двух парней с Правого сектора Юрия Поправки и Юрия Дьяковского. С последними двумя Виталий приехал в Славянск, чтобы разведать ситуацию. Друзья быстро обнаружили, что обстоятельства намного серьезнее, чем им казалось. По словам Виталия, в подвале СБУ Дьяковскому отрезали палец и сняли скальп с головы, надев потом на голову шапку. Еще ему вкололи шприцом в плечо какое-то вещество, от которого была сильная боль. Поправке протыкали шилом щеку и ногу. Виталий рассказал, что Рыбака и еще одного мужчину забили насмерть в СБУ, а затем вывезли тела. Дьяковского и Поправку вывозили из подвала еще живыми. Затем тела всех четырех нашли в реке со вспоротыми животами.

Самого Ковальчука пытали таким образом:

Они надели на меня Мусорный пакет и завязали вокруг шеи. И начинают бить, ты, конечно, задыхаешься, кружится голова, понимаю, что уже умру.

... Положили меня на живот, руки-ноги за спиной связаны, и они засаживали мне в спину нож. Им нравилось, когда в кость, потому что они делали трещину в ребре, а затем эту трещину расширяли, проворачивали.

Мне челюсть выбивали. Нос не сломали, но не мог дышать первые недели две. Разбили пальцы, пальцы смотрели в разные стороны. Я сначала думал, что они сломаны, опухших руки все были. Потому что на руках скакали, на мне поскакали.

«Шило в живот пихали, ноги шилом пробивали», – вспоминает Ярослав Маланчук, которого похитили в Константиновке за участие в организации выборов президента и повезли в подвал славянского СБУ.

Ярослав Маланчук
Заголовок

Бывший пленник подвала Владислав Марко провел журналистов ICTV помещений подвала:

В среднем там было от 14 до 20 человек, но люди менялись. Где резиновые полы, там они пытали людей. Они меня сюда бросили, а там тьма-тьмущая, не разглядеть, глянул, а там кровище везде, все стены в крови. Слышу, с той стороны женщина какая-то кричит. Пытают - она кричит не своим голосом... А здесь все было в окровавленных тряпках, в пятнах крови, а вот еще кровь. И я скажу, здесь убили не одного человека, здесь убили много людей...

Владислав Марко
Заголовок

Прихожанин церкви «Добрая весть» Геннадий Лысенко описывает, как его допрашивали в подвале СБУ: ему наносили удары штык-ножом в ребра и спину, не оставлящие порезов, но очень болезненные. Допрашивал, по словам потерпевшего, мужчина с русским акцентом, которого называли «Особист».

Расстрелы

Есть свидетельства о расстрелах, которые практиковались в Славянске во времена оккупации формированием «ДНР». Так, журналисты ТСН показали в сюжете протоколы о расстреле местного Алексея Печка, которого похитил из дома соседки штаны и футболки, а также интервью с матерью покойного. Казнь состоялась на заднем дворе здания СБУ. Также есть документы о расстреле инвалида II группы Виталия Соловьева.

Сам Игорь Стрелков-Гиркин подтвердил, что в Славянске практиковались расстрелы.

«У нас действовал военный суд, и было использовано законодательство 1941 года, введенное Сталиным. По этому законодательству мы судили, осуществляли суды, расстреливали ... В общем было расстреляно за время моего пребывания в Славянске четырех человек ... Двое - за мародерство среди военнослужащих, один – за мародерство, местный, и один – за убийство военнослужащего, идейный правосек».

Игорь Друзь, советник Стрелкова, также подтвердил практику расстрелов в разговоре с Би-би-си.

Одним из самых известных трагических случаев было убийство четырех протестантов. 8 июня боевики «Русской православной армии» ворвались в церковь христиан-евангелистов «Преображение Господне» и захватили диаконов Владимира Величко, Виктора Брадарского, и двух сыновей старшего пастора – 30-летнего Рувима и 24-летнего Альберта Павенков. На следующий день, после пыток (вероятно, на пожарной станции в пгт Артема), их расстреляли. В репортаже журнала «Фокус» рассказываются жестокие подробности казни. Семьи погибших узнали о судьбе пленных только через месяц, уже после освобождения Славянска и выявления могил казненных.

На фото слева направо: Владимир Величко, Альберт Павенко, Рувим Павенко, Виктор Брадарський
Заголовок

 


Славянск был освобожден украинской армией в ночь на 5 июля 2015.

 

Восточноукраинский центр общественных инитциатив, Правозащитная коалиция «Справедливость ради мира на Донбассе»

Последние новости

ЕСПЧ отказал семи жителям оккупированного Луганска в деле против Украины о выплате пенсий

19 ноября Европейский суд по правам человека принял решение, которым признал неприемлемым заявление группы пенсионеров из Луганска,...

Есть ли место для доброты к пленному врагу?: три истории узников ОРДЛО

13 ноября во многих странах мира отмечается ежегодный Всемирный день доброты. Праздник призван обратить внимание на позитивную силу...

Прокуратура заочно объявила подозрение руководителю «концлагеря» в «Изоляции»: идет ли речь о «Палыче», не уточняется

29 октября Прокуратура Донецкой области объявила заочное подозрение руководителю подпольной тюрьмы «Изоляция». Об этом сообщил отде...

Контакты

Секретариат Коалиции «Справедливость ради мира на Донбассе»
01001, г. Киев, ул. Рижская, 73-Г