13 ноября во многих странах мира отмечается ежегодный Всемирный день доброты.
Праздник призван обратить внимание на позитивную силу доброты. Она способна объединить людей, устраняя различия расы, религии, политики, пола, границ.
Символом праздника является открытое сердце - оно напоминает людям о важности проявления человечности и взаимопомощи в повседневной жизни.
Проявления доброты в обычной жизни является нормой. А как насчет доброты там, где кажется ее нет и не может быть?
В этот день рассказываем вам три реальные истории о доброте там, где ее не ожидают увидеть и где она очень нужна - в плену.
Доброта к такому, как я
В 2014 году украинский военный, 19-летний парень получил ранения в ходе боя и попал в плен «ДНР». Сначала пленного удерживали в одной из больниц оккупированного Донецка, где участники НВФ пытали его прямо на больничной койке.
Со временем палачей сменили российские военные, охранявшие украинского военного, его сверстники. Они прониклись сочувствием к пленному, оправдывались, объясняли, что находятся на Донбассе не по своей воле ...
«И, когда приходит мой день рождения... Пришли с пакетом. Приносят как эти рошеновские рулеты?.. Вот такие вот рулеты с начинкой, приносят свечи «С днём рождения», приносят одкритку, сок, а я ... Я лежу избитый, покоцанный, все перебито... Короче, сижу, блин, почти реву, знаете. Они ... приносит мне телефон: "На, позвони мамка, я сам с ней поговорю вдруг что...».
Они вместе праздновали День рождения. Ели сладкое, пили сок, желали счастья и здоровья имениннику, шутили о будничных вещах как обычные сверстники:
«И факт в том, шо мы, как все, сок пили и, не знаю, и торт ели, и одкритки... Мы тупо на всю больницу просто ржали, вся больница слышала, как два сепаратиста и, извиняюсь, укроп просто ржут, один с другого прикалываются, и как-то легче стало на душе».
Доброта в самом ужасном из незаконных мест несвободы
«Изоляция» в Донецке по праву считается худшим из незаконных мест несвободы на временно оккупированных территориях. Это место несвободы бывшие пленные называют концлагерем, поскольку в незаконной тюрьме массово применялись пытки, принудительный труд и происходили внесудебные казни.
Молодая женщина попала в «Изоляцию» в 2017 году. Ее вместе с парнем задержали на блокпосту по подозрению в шпионаже. Во время допросов женщину били, пытали током. Однажды после допроса нее началось кровотечение:
«У меня открылось кровотечение. Естественно, у меня с собой ничего не было. Я просила о помощи […] Нет, мне кажется это были не обычные месячные. Просто открылось кровотечение».
Женщине отказали в предоставлении врача. Близкие не знали о ее плене. Она не получала передач от родных и соответственно не имела средств гигиены.
Один из охранников «Изоляции» принес ей тайно пачку прокладок:
«Это даже не врач, а вот это парень, который охранник, который хорошо относился… Он тайно принес мне пачку прокладок. Он меня подозвал, чтоб я вышла с камеры. Чтоб на камерах не было видно. Молча сунул. Я даже не видела».
Доброта возвращается
В 2014 году украинское военное подразделение, где служил мужчина, взяло в плен нескольких участников НВФ. Мужчина приходил допрашивать пленных и видел, как над ними издевалась остальные - били, ранили ножом. Он был не согласен с таким отношением:
«И я к ним заходил и я их не давал ... видел как их порезали, головы избили [...] Я не считаю, что так нормально. Что так можно вести себя с пленными. И раны их уже начали там подгнивать. Товарищ мой охранял их - то побьет их, то воды не дает. Говорю: «Чего ты издеваешься?». Я ему сказал - он воды им принес .... И потом я привел медика к ним и медик обработал им раны».
Впоследствии пленных обменяли. Мужчина вместе с сослуживцами оказался в плену. Их содержали в захваченном здании СБУ Донецка, где били, издевались и имитировали расстрелы.
Примерно через неделю к заключенным привезли лиц, которые до этого были их пленными:
«И приехали, привезли этих наших пленных... И с ними реально очень плохие дела были... Над ними издевались все подряд... Как только у нас кто-то погибнет - придут и так же как нам в них... как где-то что-то произошло, грады...Сидим слышим арта наша работает по Донецку. Все, жди гостей! Сразу тебя вытаскивают. Мы же типа крайние... ».
Бывшим пленным комбатантам из незаконных вооруженных формирований сказали опознать украинских военных, которые жестоко обращались с ними в плену:
«Думаю: вот сейчас начнется. Те, кто их резали, кто можно сказать ответственные - они сзади сбивались в кучу, чтобы их не узнали [...] А я стою, думаю, хотя бы они меня не узнали, потому что я ходил. Амуниция моя, оружие моя. Они видели кто я, что я. Что я не какой-то водитель КрАЗа был [...]. И они меня увидели: «А он ...». И меня сразу - с строя. Они: «Да, нет, этот человек нам помог, покажи еще медика».
Бывшие узники узнали мужчину и медика, которые им помогли. Их перевели в камеру с лучшими условиями и больше не били. Они также не стали искать обидчиков среди других пленных украинских военных для мести:
«И когда человек это все прошел. Они уже были спокойны и довольны, что они дома ... я так думаю [...] И они больше не искали тех, кто их резал».
Как считаете Вы: есть место для доброты к пленному врагу?
Восточноукраинский центр общественных инициатив, Правозащитная коалиция «Справедливость ради мира на Донбассе»