Советская политика деструктивно повлияла на украинские традиции на Донбассе. Переселение этнических украинцев и заселение восточных территорий русскими, искусственный голод, преследование украинских деятелей культуры и верующих существенно повлияли на культурный код региона. Жители Донбасса постепенно перестали соблюдать украинские традиции, чтобы не подвергаться опасности. Со временем местный фольклор почти забыли, а наиболее ожидаемым зимним праздником стал Новый год.
Этнограф Илья Фетисов из ансамбля «Божичи» подтверждает, что традиции Коляды ранее были распространенным явлением на Донбассе. Он с коллегами собирает тексты Левобережья и Донбасса и подчеркивает, что местное население сохраняло традиции колядок даже во времена Второй Мировой войны.
Последнее десятилетие традиция вертепов стала возвращаться на улицы городов. Народный ансамбль фольклорной песни «Дывына» начал выступать с 1998 года. Коллектив образован на базе Донецкого национального университета и после оккупации Донецка переехал в Киев.
Колядки Донецкой области записали журналисты Радио Свобода. Колядовщики желают здоровья и успеха, а песни чередуют с пожеланиями. В колядках упоминаются хозяева дома, а также упоминания о месяце или солнце. Христианские образы появились в фольклоре позже. Фольклористы также отмечают, что на Донбассе наиболее распространенной были короткие тексты колядок.
Живіть здоровенькі
У славі та силі
Родичам приємні
Добрим людям милі!
Маланка, ясен Месяц – образы, в которые верили праукраинцы. Фактически, благодаря колядкам и сохранился культурный код народа.
А батькова дочка,
Гарна, як паночка.
Щедрий вечір! Добрий вечір!
А в батька синочок
Гарний, як павочок.
Щедрий вечір! Добрий вечір!
Господар як Місяць,
Господиня – Сонце.
Щедрий вечір! Добрий вечір!
На волне интенсивной индустриализации изменились и тексты колядок. Колядовщики ходили не только к соседям, но и, например, к руководителям колхозов.
Да звізда ясна возсіяла,
Всему світу путь показала.
А труба звучна затрубила,
Всіх трудящих розбудила.
Всіх трудящих докупи зібрала.
Путь трудящим показала.
Всему миру трудящому
Царство жизні вказала!
Этнографы отмечают такую особенность донецких колядок, как шутливый тон в описании быта в противовес воспевание рождения Иисуса Христа. К примеру, колядовщики пели шуточные песни на так называемый Старый новый год (день св. Василия). Одна из таких записана в Донецкой области:
Що в пана, в пана собака п’яна,
Сидить на грубі, вискалив зуби,
Сидить на лужку, задрала нужку.
А в дядька, в дядька під вікном ямка.
Дядько скрутився, в ямку скотився.
А дядина тягла, да й собі лягла.
Поздоровляєм з щедрою кутею!
Такие тексты – тоже современный оттенок древней, дохристианской традиции Коляды.
Восток Украины в период рождественских праздников сохранил некоторые обряды и сегодня. По свидетельству этнографа Людмилы Ефремовой, вождение козы и “маланкування” можно было встретить в сельской местности, реже - в крупных городах и промышленных центрах.
Сейчас же сохранилась традиция варить кутью на Щедрый вечер. Главным ингредиентом был и остается рис, хотя в текстах колядок упоминается рожь-пшеница, а в Сочельник (6 января) дети носили крестным родителям рождественский ужин. Эта традиция посещения остается и поныне, впрочем, она мало распространена.
На Щедрый вечер также организовывали вертеп, когда даже взрослые переодевались в разных персонажей: козу, черта, бабушку и других. В 60-х годах прошлого века один из своих стихов под названием «Вертеп» написал поэт и писатель Василий Стус, который жил в Донецке в детстве. Последним для него стал вертеп в 1972 году, когда Стус вместе с другими писателями-диссидентами собрались во Львове. За несколько дней его с другими участниками арестовали.
Этнографы беспокоятся сейчас о том, чтобы историческая память не была потеряна, а тексты песен календарно-обрядового цикла были записаны. После революции 2013-2014 года случилось заметное возвращение интереса к украинской культуре. Активисты организовывают фестивали на востоке Украины, чтобы показать какой удивительной может быть древняя культура колядки. Они основывают театры переселенцев, проводят Андреевские вечерницы, фестивали вертепов с традиционными песнями и обрядами. Это привлекает внимание молодежи, а также увеличивает шансы сохранить общую культурную память.
Не забывают о Рождестве и на линии фронта: ёлка в блиндажах и кутья в окопах - образ рождественского Донбасса с 2014 года.
Одним из институтов, который в значительной степени сопротивлялся индустриальной деградации почти...
Вооруженный конфликт на востоке Украины разрушает не только судьбы людей - война уничтожает и...
Согласно информации на официальном сайте Министерства по вопросам временно оккупированных...
2 октября в 16:00 в помещении Полтавского художественного музея (ул. Европейская, 5) состоялась презентация издания "Город, с которо...
2 октября в 16:00 в помещении Полтавского художественного музея правозащитники представят издание «Город, с которого началась война»...
17 сентября в 15:00 в Областной универсальной научной библиотеке г. Хмельницкий состоялась презентация интерактивной выставки показа...
Секретариат Коалиции «Справедливость ради мира на Донбассе»
01001, г. Киев, ул. Рижская, 73-Г