«Плакат — это дёшево и сердито, а стало быть — весьма продуктивно в сфере информационной войны. ФСБ скорее испугалось выражения радикальных политических идей посредством общедоступной и универсальной формы — плаката», – утверждает Антон Мырзин, российский художник-оппозиционер родом из Перми.
В ХIХ веке, а потом и вместе с началом мировых войн плакат стал популярным каналом массовой коммуникации. Его легко создать, дешево растиражировать и, что самое главное, невероятно просто употребить. По этим причинам отдельные плакаты времен Второй мировой войны до сих пор узнаваемы, хотя прошли уже десятки лет. Они стают инструментом и современной массовой культуры. А еще – превосходно работают в контексте войны на Донбассе с обеих сторон конфликта.
В сентябре 2017 года из Санкт-Петербурга в Донецк привезли больше полусотни плакатов времен Второй мировой войны. «Министр культуры ДНР» прямо указала на то, что цель этого мероприятия – «поддержать боевой дух воинов ДНР».
Нарративы плакатов, отобранных специально для выставки, в целом агрессивны. На них авторы культивируют ненависть, призывают бороться, крушить и убивать. В противовес доблести образа советского героя приводится ничтожество врагов-фашистов, словесно изображенных как нечисть, изверги.
Несколько месяцев до этого, в апреле 2017 года, в Донецке организовали выставку работ молодых художников и дизайнеров «ДНР». Авторы части плакатов очевидно вдохновлялись плакатами времен СССР:
При этом некоторые плакаты, распространенные на страницах сообществ «ДНР» в соцсетях, срисованы именно из нацистских оригиналов:
Совсем недавно, в апреле 2018 года, на пророссийском ресурсе опубликували целую подборку пропагандистских плакатов-карикатур. На них они апеллируют к стереотипному образу шахтера, выкованного в СССР и особенно «при Сталине», силе Донбасса, употребляют брань и угрозы тем, кто пришел стрелять в Донбасс. При этом украинские военные изображены карикатурными жертвами с макияжем и раскрашенными волосами. Авторы этих плакатов пожелали остаться анонимными, однако прокомментировали свое творчество. В комментарии они отметили, что создали эти плакаты «просто как прикол» и назвали их «голосом народа».
Тем временем в соседнем государстве, которое во все стороны утверждает свою непричастность к конфликту на Донбассе, также появились плакаты с подобными нарративами. Их авторы в Российской Федерации используют в целом похожую на плакаты советских плакаты цветовую гамму и шрифты, а также обозначения свастики для маркировки идеологических врагов:
Фото плаката с призывами помочь Донбассу, замеченного в Москве, опубликовала на своей странице в Твиттере российская правозащитница Наталья Пелевина.
Уже упомянутый художник Антон Мырзин, преследованный российскими спецслужбами, также создает плакаты в похожем к плакатам времен Второй мировой войны стиле:
В декабре 2014 года работы Антона Мырзина экспонировались на выставке в Киеве в центре современного искусства «МН17». Тем временем в родной стране против художника возбуждено уголовное дело.
Еще один российский художник, чьи работы также показывали в Киеве – Антон Чадский – создал целую серию карикатур с персонажем «Рашка Квадратный Ватник». Интересно, что этот персонаж появился еще в 2011 году, задолго до начала вооруженного конфликта на Донбассе.
Вместе с работами российских художников в рамках конкурса и одноименной выставки «Украинский патриотический плакат» два года подряд (2014–2015) демонстрировался целый ряд проукраинских (или скорее – антироссийских?) пропагандистских плакатов, созданных украинскими художниками.
Украинские художники и дизайнеры апеллируют к тем же советским мотивам. Они, так же как и пророссийские сепаратисты, пытаются усилить ненависть, только ко всему советскому, российским солдатам и особенно президенту РФ. Среди таких плакатов попадаются и украино-, и русскоязычные работы. Часто употребляется слово «нация», а отдельные изображают украинских писателей и поэтов – воспевателей украинской государственности.
Зато украинских военных українських військових деятели искусства называют киборгами и «нашими»:
Зато украинских военных українських військових деятели искусства называют киборгами и «нашими»:
Некоторые плакаты призывают бойкотировать российские товары (с употреблением слова «москали» в противовес украинцам – «казакам»), а некоторые – демонстрируют лозунги повстанческих отрядов приверженцев УНР 1920–1922 годов.
Украинский иллюстратор Святослав Пащук создал серию плакатов в стиле пин-ап «Сепаратизм вреден для здоровья». Своими работами он собирал деньги для бойцов АТО.
На выставке «Украинский патриотический плакат» 2015 года также представлена целая подборка плакатов, противопоставляющих Украину России. Все они представлены с надписями на русском.
Такие же плакаты в англоязычном исполнении опубликованы на страницы сообщества “In Ukraine” в Фейсбук.
«Так как иностранцы часто отождествляют украинцев и россиян, мы хотели подчеркнуть, что это не совсем так. Наши картинки популяризируют Украину и Россию, показывают, что это другое общество, с другими людьми… Именно поэтому возникла такая идея», – утверждают авторы этих плакатов.
Украинский художник Андрей Приймаченко в 2016 году создал серию плакатов о составляющих победы, возвеличивая черты бойцов, чтобы поднять их боевой дух.
Однако не все плакаты времен незаконной аннексии Крыма и вооруженного конфликта на Донбассе использовались исключительно для усиления вражды. Были и единичные случаи показать обществу, что вражда – это негативное явление. Так, к примеру, в рамках уже упомянутой выставке в центре современного искусства «МН-17» в Киеве был один плакат с четким «нет войне» без какого-либо политического подтекста (см. ниже).
Лишь одно издание сообщило о появлении в Севастополе в феврале 2016 года серии плакатов о разорванных связях жителей полуострова с Украиной:
«Ретроспективное мышление, стадность, мнимое величие, «победобесие», пресловутая духовность — арсенал средств россиянской пропаганды относительно скуден и невелик, да и публика, которая его «хавает» — весьма непритязательна. Поэтому СМИ в России готовят мутное варево буквально по старым, ещё советским методичкам. Общий принцип Геббельса для современной российской пропаганды звучит так «упрощай и повторяй», чем с успехом 24 часа в сутки, 7 дней в неделю занимается российская пресса и телевидение, а также многие «культурмахеры» из числа эстрадных деятелей, икон шоу-бизнеса и прочей обслуги путинского режима», – утверждает Антон Мырзин.
Во многом эта цитата находит свое отражение и в том, что потребляют жители временно оккупированных территорий и, к сожалению, в том, какой визуальный контент распространяется в Украине. Роль плакатов в пропаганде любой идеологии сложно недооценивать. В Германии, в Америке и в России ХХ века с их помощью смогли достучаться до миллионов людей, чтобы повлиять на их мировоззрение. Те же методы (а часто и те же месседжи) годны и в ХХІ веке в контексте вооруженного конфликта на Донбассе. Как видим, ими не брезгуют все три стороны вооруженного конфликта на Донбассе.
2 октября в 16:00 в помещении Полтавского художественного музея (ул. Европейская, 5) состоялась презентация издания "Город, с которо...
2 октября в 16:00 в помещении Полтавского художественного музея правозащитники представят издание «Город, с которого началась война»...
17 сентября в 15:00 в Областной универсальной научной библиотеке г. Хмельницкий состоялась презентация интерактивной выставки показа...
Секретариат Коалиции «Справедливость ради мира на Донбассе»
01001, г. Киев, ул. Рижская, 73-Г