Продолжаем рассматривать «законопроекты о коллаборационистов»: законодательные инициативы, касающиеся вопросов привлечения к ответственности за сотрудничество с оккупантами, военные преступления, а также тяжкие насильственные преступления.
Проект Закона Украины «О прощении»
Инициатор Андрей Сенченко, председатель Всеукраинского общественного движения «Сила права». Проект, по словам господина Сенченко, будет зарегистрирован только после завершения широкого общественного обсуждения, которое состоится в течение ряда презентаций в громадах украинских городов.
Речь идет о «процедуре прощения», которую предлагается применить к тем гражданам, которые сотрудничали с оккупационными «администрациями» на Донбассе или на территории аннексированного Крыма. После восстановления украинского суверенитета на этих территориях жителям предлагается предоставить возможность в случае совершения преступлений добровольно сознаться, написав соответствующее заявление, которое нужно подать вместе с «прошением о прощении». При этом гражданин должен самостоятельно квалифицировать преступление, которое им, возможно, было совершено; дальше запускается процедура расследования и выносится решение суда.
Процитирую текст прошения (ст. 17 законопроекта): «Я, гражданин Украины (фамилия, имя и отчество), в период вооружённой агрессии Российской Федерации против нашей страны совершил в интересах государства-агрессора в ущерб интересам Украины уголовное правонарушение(я), обстоятельства которого (которых) изложены мной в заявлении о совершенном уголовном правонарушении, предоставленном мной вместе с данным прошением о прощении. Признаю свою вину, искренне раскаиваюсь и прошу у Украинского народа и государства прощения за совершенное(ые) мной преступление(я). Прошу применить ко мне процедуру прощения и альтернативное наказание, предусмотренное Законом Украины «О прощении». О себе сообщаю следующее: (число, месяц и год рождения, место рождения, адрес регистрации и места фактического проживания; номера телефонов для связи)».
Кроме того, предложен целый ряд правоограничивающих инструментов для тех граждан, которые, по мнению авторов законопроекта, не подлежат уголовной ответственности, так как их поступки во время оккупации не имели прямых негативных последствий для государства или других граждан. Отметим, что последствия эти крайне трудно определить.
Проект Закона об установлении справедливости и наказания виновных в военных преступлениях по событиям на территории Донецкой и Луганской областей (7425-1)
Зарегистрирован 28 декабря 2017 года. Инициатор – Наталья Веселова. Автор законопроекта предлагает сосредоточиться на соблюдении определенной последовательности: сначала должно произойти освобождение территорий и граждан Украины, которые являются заложниками оккупантов, а уже потом – создание переходного законодательства и наказание виновных в совершении преступлений.
Наталья Веселова уточняет, что в тексте законопроекта отражено желание наказать виновных именно в военных преступлениях. По мнению автора проекта, люди, которые не брали в руки оружия, не совершали военных преступлений, смогут пройти процедуру амнистии.
Что объединяет указанные законопроекты? Следует подчеркнуть, что, по мнению автора публикации, должно беспокоить граждан Украины: эти два законопроекта касаются только населения временно оккупированных территорий, а следует подчеркнуть, что преступления, связанные с вооруженным конфликтом на востоке, совершаются на территории всей Украины, а также и за ее пределами. То есть, создается впечатление, что преступников будут искать исключительно на территории Донецкой и Луганской областей и Крыма.
«Основы государственной политики защиты прав человека в условиях преодоления последствий вооруженного конфликта»
Инициаторы – рабочая группа, создана при офисе экс-омбудсмена, а ныне программного директора «Института будущего по правам человека» Валерии Лутковской. Правозащитники, которые внимательно исследовали опыт государств, переживших вооруженные конфликты, полагают, что эмоциональная составляющая, к сожалению, пока руководит многими политиками и общественными деятелями, и обществу, безусловно, болит конфликт, но, тем не менее, Украина должна решить неотложные вопросы, чтобы свести к минимуму манипулирование и спекуляции на теме войны, заложников, пострадавших и преступников.
По словам Валерии Лутковской, речь идет о разработке рамки для уточненного законодательства, которое впоследствии будет обрастать нормативными актами, –законодательства, которое ответит на все сложные вопросы, раздирающие сегодня украинское общество.
По замыслу авторов текста, после восстановления государством Украина суверенитета на временно оккупированных территориях должно произойти, в первую очередь, защита прав граждан Украины, которые жили на этих территориях. Первым делом их должны рассматривать как жертв оккупации и вооруженной агрессии со стороны Российской Федерации.
Разработка этой специфической части законодательства усложняется травмой, которую переживает общество на пятом году российской вооруженной агрессии против Украины. На задний план под натиском эмоционально окрашенных терминов, личных реакций, порой отступают объективность и беспристрастность. Но необходимо понимать и то, что самый большой вызов для гражданского общества, который ожидает нас после окончания вооруженного конфликта, – это примирение народа. А возможно ли примирение при условии существования законов, разработанных и принятых вопреки международному праву?
2 октября в 16:00 в помещении Полтавского художественного музея (ул. Европейская, 5) состоялась презентация издания "Город, с которо...
2 октября в 16:00 в помещении Полтавского художественного музея правозащитники представят издание «Город, с которого началась война»...
17 сентября в 15:00 в Областной универсальной научной библиотеке г. Хмельницкий состоялась презентация интерактивной выставки показа...
Секретариат Коалиции «Справедливость ради мира на Донбассе»
01001, г. Киев, ул. Рижская, 73-Г