«…Установление факта, имеющего юридическое значение, на счет вынужденного переселения заявителя с оккупированной территории Луганской области, произошло из-за вооруженной агрессии Российской Федерации части территории Луганской области, возможно только в судебном порядке, поскольку законодатель не определил другого, внесудебного способа установления причинно-следственной связи между переселением людей из зоны проведения боевых действий на востоке Украины и военной агрессией Российской Федерации…», – таким решением отличился новосозданый Верховный Суд 7 марта 2018 г.
Переселенец, выехавший с Луганска в Киев из-за боевых действий, обратился в суд для признания причины его переселения. Верховный Суд в своем решении обратил внимание на то, что государство взяло на себя обязательство по осуществлению правосудия как вида государственной защиты прав и свобод человека. Но стоит более внимательно посмотреть, достаточно ли тех судебных процессов, которые есть на данное время в Украине, для защиты пострадавших от войны?..
После начала вооруженного конфликта на востоке Украины судебная практика принимает неоднозначные решения относительно жертв событий. Их условно можно разделить на две категории.
1. Решения судов, которые принимаются в рамках уголовных производств. По своей сути их сложно назвать такими, которые могут восстановить нарушенные права жертвы войны. Они скорее имеют процедурный характер, поскольку принимают обвинения тех или иных участников незаконных вооруженных формирований и выносят им приговор. О таких решениях можно сказать, что они – часть моральной сатисфакции для жертв, поскольку анализируют конкретные факты и привлекают виновных к ответственности. Например, на что именно обращается внимание в подобных решениях:
«…В период с конца октября 2014 г. до начала марта 2015 г., ЛИЦО_2 и ЛИЦО_4, действуя в составе военного подразделения НВФ «ДНР» и «Семеновского батальона» лично принимали активное участие в вооруженных противостояниях и обстрелах Вооруженных сил Украины и других подразделений, задействованных в проведении антитеррористической операции, в том числе в населенных пунктах: с. Саханка Донецкой области, с. Ленинское Донецкой области, с. Октябрь Донецкой области, что привели к гибели людей и причинили другие тяжкие последствия жизни и здоровью мирных граждан Украины и военнослужащих Вооруженных сил Украины…» (приговор Красноармейского горрайонного суда Донецкой области от 22.09.2017 г.).
2. Решения о признании юридического факта и назначении компенсации. Значение такого решения суда – установить причинно-следственную связь между вооруженным конфликтом на востоке Украины и пострадавшими. По поводу назначения денежных компенсаций, возникает спорный вопрос с иммунитетом государства и возможностью национальных судов рассматривать другое государство как ответчика в рамках своей юрисдикции. В любом случае, законодательство Украины не предусматривает отдельных процедур и норм, которые позволяли бы рассматривать компенсационные вопросы для жертв войны. Но судебная практика в этом направлении продолжает развиваться, вынося решения в пользу истцов:
«…Анализируя приведенные обстоятельства и доказательства по делу, суд пришел к выводу, что последствием именно вооруженной агрессии Российской Федерации относительно Украины (что есть и общеизвестными фактами, а поэтому и не подлежат доказыванию также и по нормам ч. 2 ст. 61 ГПК Украины), стала оккупация части территории Украины, а именно в т.ч. части Донецкой области, где погиб сын истца…» (решение Броварского горрайонного суда Киевской области от 05.09.2017 г.).
Украина поддерживает позицию, что на Российскую Федерацию как на государство-агрессора возлагается материальная и нематериальная ответственность за причиненные убытки во время событий на востоке Украины. При этом в постановлении Верховного совета говориться, что важно создать методику определения вреда и объема убытков, причиненных Украине вследствие вооруженной агрессии Российской Федерации.
Международное право рассматривает вопрос ответственности государства за свои агрессивные действия, поэтому вооруженная агрессия государства и рассматривается международными судебными инстанциями. Международный суд Организации объединённых наций, Международный уголовный суд, Европейский суд по правам человека в рамках своих полномочий рассматривает последствия вооруженного конфликта на востоке Украины. Кроме того, Европейский суд по правам человека исследует индивидуальные заявления пострадавших от событий.
Основные вызовы этих процессов – вопросы фактов: достаточно ли доказательств ответственности Российской Федерации; можно ли доказать ее контроль над самопровозглашенными «ДНР» и «ЛНР»; какой именно вред был причинен их действиями. Только от качества и полноты предоставленной для рассмотрения информации и будут зависеть ключевые международные решения. Какими они будут – сейчас очень сложно спрогнозировать, стоит лишь прилагать больше усилий для отстаивания позиции Украины в международных процессах против России.
2 октября в 16:00 в помещении Полтавского художественного музея (ул. Европейская, 5) состоялась презентация издания "Город, с которо...
2 октября в 16:00 в помещении Полтавского художественного музея правозащитники представят издание «Город, с которого началась война»...
17 сентября в 15:00 в Областной универсальной научной библиотеке г. Хмельницкий состоялась презентация интерактивной выставки показа...
Секретариат Коалиции «Справедливость ради мира на Донбассе»
01001, г. Киев, ул. Рижская, 73-Г