Политика государства по поддержке гражданских лиц с инвалидностью, полученной в результате военных действий на Донбассе, является в значительной степени декларативной. К таким выводам пришли авторы отчета «Право на социальную защиту гражданских лиц, получивших инвалидность в результате военного конфликта на Донбассе» эксперт Хельсинкского фонда по правам человека Ленур Керимов и кандидат юридических наук, адвокат Наталья Алябьева.
«Политика государства по поддержке лиц с инвалидностью, полученной в результате военных действий на Донбассе, является в значительной степени декларативной. С одной стороны она гарантирует пострадавшим право на социальную помощь, а с другой вводит значительные ограничения круга получателей», - отметил Ленур Керимов.
Авторы отчета отмечают, что процедура получения статуса гражданского лица, получившего инвалидность в результате войны на Донбассе, сложная и длительная. Государственные органы недостаточно информируют пострадавших о процедуре. Такое информирование отсутствует на уровне профильного министерства и комиссии, а также является недостаточным на уровне органов социальной защиты населения и местного самоуправления. Информация, касающаяся процедуры, является сложной для понимания пострадавших, а полученные выплаты зачастую несоизмеримы жизненным потребностям. Путем дискриминационных положений значительно ограничивается круг лиц, имеющих право на получение статуса лица с инвалидностью вследствие войны
«Процедура содержит дискриминационные положения, исключая из действия закона лиц, получивших ранения после 1 декабря 2014 года на неподконтрольной территории, а также лиц, получивших ранения в период с 1 декабря 2014 года до 5 мая 2015 года», - говорится в отчете.
Одной из наибольших проблем сбора документации является получение выписки из Единого реестра досудебных расследований и заключение судмедэксперта. В отчете говорится, что в большинстве изученных случаев следственные действия не проводились или не было возбуждено уголовных дел. Пострадавшие были вынуждены обращаться в правоохранительные органы с заявлениями о возбуждении уголовного дела, просить у следователей направление на судебно-медицинскую экспертизу, потому что заключение судмедэксперта, полученный вне рамок уголовного дела, не принимается комиссией.
Еще одной проблемой является то, что СБУ не нарушает уголовных дел по фактам полученных ранений; такие дела расследуются преимущественно полицией. Это нарушает законодательство в части ведомственной подследственности дел, связанных с расследованием террористических актов. Данная практика ограничивает права пострадавших, лишая их возможности в будущем обратиться к государству с иском о возмещении морального и материального вреда.
В конечном итоге полученная социальная помощь в большинстве случаев является недостаточной. Помощь на уровне реального прожиточного минимума получают только те лица с инвалидностью, которые имеют право на получение пенсии по возрасту или по инвалидности на общих основаниях. В таком случае выплаты значительно выше - в зависимости от полученной группы от 5 897 гривен до 10 647 гривен. Все остальные лица с инвалидностью вследствие войны могут получить помощь, уровень которой является недостаточным для обеспечения их минимальных жизненных потребностей - от 983 гривен до 1 638 гривен. Кроме этого, механизм начисления и выплаты пособий сконструирован таким образом, что если пострадавшее лицо трудоустроится, то она потеряет возможность получать помощь.
Правозащитники опасаются, что при отсутствии долгосрочного планирования, каждая неблагоприятная политическая или экономическая ситуация может стать причиной для сокращения помощи. Ведь сейчас размеры льгот и пособий пострадавшим определяются подзаконными актами, поэтому в каждый момент они могут быть изменены правительством.
Отчет был составлен на основе мониторинга, который проводился в рамках менторской программы для украинских правозащитников при поддержке ОБСЕ/ БДИПЧ.