Два года со времени большого обмена: бывшие пленные «ДНР» вспоминают освобождение и рассказывают о жизни после плена

27.12.2019

Location icon Донецкая область


27 декабря 2017 года состоялся пока последний большой обмен пленными с «ДНР» и «ЛНР». При обмене на подконтрольную территорию Украины вернулись 73 военных и гражданских пленных. 

О том, что готовится обмен часть пленных узнали из телевиденья. Украинские телеканалы в местах несвободы на оккупированных территориях не транслировали, но из фрагментов российских телепередач можно было узнать о том, что происходит в Украине.

«У нас в камере был телевизор. Там украинских каналов не показывали - все русское. Но мы «читали между строк». С российской телепередачи мы узнали, что готовится большой обмен. Деталей мы, конечно, не знали. Но все это было в таких эмоциях - мы были готовы ждать сколько угодно лишь бы знать когда это произойдет», - вспоминает бывшая плененная Валентина Бучок. Женщину незаконно задержало так называемое МГБ «ДНР» в феврале 2016 во время выполнения рабочего задания. Она работала електромонтеркою на ДТЭК «Донецкоблэнерго» в Донецке.

Валерия Недосекина задержали в октябре 2016 года. До плена мужчина работал директором колледжа в Донецке и описывал в социальных сетях реалии жизни в «ДНР». Он также впервые услышал о договоренности по обмену по телевидению, но настоящим предвестником называет вызов 25 декабря в управление колонии. Там пленному приказали написать заявление с просьбой о «помиловании» и отсутствии претензий:

«Я говорю: «А писать обязательно?». Он говорит: «Ну если ты хочешь остаться здесь, то можешь не писать». Написали заявление на помилование, написали заявление о том, что у нас нет претензий к сотрудникам СИЗО или колонии».

В заявлении пленным нужно было отметить, что им выдавали постельное белье и оказывали медицинскую помощь, хотя условия содержания были совсем другие.

Утром 27-го декабря пленных из списка начали собирать на долгожданный обмен.

Колонна собиралась, заезжая за пленными из разных тюрем. Через долгий путь много пленных с самого утра были без еды и доступа к туалету. Автозаки остановили перед контрольно-пропускным пунктом «Майорское». Там пленные провели несколько часов. Под конвоем их отвели в туалет, «Красный крест» выдал теплую одежду тем, кто его не имел.

«И потом, когда мы в туалет сходили, они включили автозаки и начали разворачивать их. Якобы едем на Донецк снова. Это такой шок! Ребята раскачивали эти автозаки. Я думала, что авто перевернется. Это кошмар», - вспоминает Ольга Политова. Женщину задержали в октябре 2015 года. На то время она работала врачом на подконтрольной территории, но ездила в оккупированный Донецк, поскольку там оставалась квартира.

В плену им пришлось пережить побои, пытки, непредоставление необходимой медицинской помощи и другие ужасные вещи.

«Перед увольнением я уже не верил, что будет какой-то обмен. И всех настраивал тоже. Говорил, что не будет ничего. В плену было настолько тяжело, что я уже писал заявление на то, чтобы меня расстреляли, чтобы дали мне «высшую меру наказания». Ведь пребывание в плену было невыносимым», - рассказал Иван Тиренко. Военного задержали в мае 2016 года в маршрутке на контрольно-пропускном пункте «Еленовка». Иван ехал на задание - собирать информацию на оккупированной территории.

Украинская колонна задержалась ведь заезжала за пленными из Луганска. Бывшие пленные вспоминают, что все это время их не покидало ощущение, что обмен может сорваться. Осознание того, что они уже почти свободные люди пришло, когда подъехали автобусы с подконтрольной территории.

«Нас начали по спискам вызывать, и рассаживать в автобусы. Все сели в автобусы. Автобусы развернулись и поехали. Проезжаем первый блокпост и все начали выкрикивать: «Слава Украине!». Слава богу, мы дома. Это чувство не передать какое», - вспоминает Ольга.

Освобожденных из плена отвезли на подконтрольную территорию, где накормили и выдали форму военным.

«А потом ... Мы же ничего не знаем, что будет дальше. Посадили нас в автобус и едем, едем. Останавливается автобус в поле. Говорят: «Выходим, идем вот туда». Мы идем в поле ... И ничего не видно, темнота. И тут вдруг загораются фонари, площадка, и стоит Президент наш - Порошенко. В тот момент это был самый родной человек. Это был тот человек, который нас спас. У нас слов не было, нас переполняли эмоции. И он стоит и плачет. Но потом он собрался, все сказал. Посадили нас в вертолеты и мы полетели в Харьков», - вспоминает бывшая пленная Галина Гаевая. Женщина работала медсестрой родильного отделения больницы в Докучаевске и передавала украинским спецслужбам информацию о пребывании на украинской территории кадровых российских военных. Ее задержали в октябре 2016 года.

27 декабря вертолеты с освобожденными заложниками сели в аэропорту Харькова. Трое освобожденных жителей Харькова остались в родном городе, а остальные - улететь в Киев. Там гражданских отвезли на реабилитацию в больницу «Феофания», а военных в госпиталь.

«В момент освобождения не можешь оценить то состояние, которое у тебя есть. Ощущение свободы поглощало все. Нам казалось, что нам больше ничего не нужно в этой жизни. Ощущение радости, понимания, что скоро увижусь с родными. Но еще страх не прошел. Мы не могли поверить, что это все с нами происходит», - Галина вспоминает свои ощущения в момент увольнения.

«Неописуемое счастья. Огромное счастье. Потому что я увидел небо. Я оказался на свободе», - вспоминает Валерий.

«Дороже свободы в жизни ничего не может быть. Все чахнет, если ты несвободный. Когда нас освободили - это было состояние эйфории. Полная эйфория. Я до конца не могла понять что и как. Главное, что мы были свободные люди. Затем полежали в «Феофании», нас там немного «подремонтировали». И на почве этой эйфории я 16 января оттуда уехала. К сожалению, так и не долечившись», - отмечает Валентина. После этого женщине проблематично получить бесплатную медицинскую помощь.

Вспоминая свой опыт, бывшие пленные также рассказывают о потребностях сразу после освобождения. Валерий, который был лишен связи с близкими в течение 14 месяцев, после освобождения столкнулся с тем, что долго не мог им позвонить: «Когда нас первый раз покормили – на нас всех было только два телефона. Я пытался выстоять в очереди, чтобы позвонить и сказать, что я жив, здоров. Но не получилось. Я смог позвонить родным только тогда, когда мы попали в аэропорт Киева». Сейчас мужчина собирает телефоны для того, чтобы при следующем обмене бывшие пленные могли сразу связаться с родными.

Галина подчеркивает необходимость реабилитации освобожденных: «Реабилитация. И мне кажется, что не столько медицинская как психологическая. Я только через некоторое время поняла настолько помогает разговор с профессионалами. Даже по телефону».

Многие из бывших пленных потеряли имущество и жилье на оккупированных территориях. Именно поэтому Ольга говорит о необходимости обеспечить бывших пленных жильем: «Я искренне благодарна, что за последнего обмена с Российской Федерацией освобожденые получили жилье. Это наибольшая реабилитация. Что им не нужно скитаться, ни по каким кабинетах ходить».

В Украине до сих пор не урегулирован вопрос статуса гражданских заложников. Нескольким тысячам украицем, которых освободили из плена в 2014-2017 годах государство не предоставило соответствующего статуса и никакой поддержки. Нерешенным остается вопрос эффективного проведения расследований преступлений. За более чем пять лет войны к ответственности привлечено лишь несколько второстепенных преступников ответственных за лишение свободы украинских граждан.

Последние новости

ЕСПЧ отказал семи жителям оккупированного Луганска в деле против Украины о выплате пенсий

19 ноября Европейский суд по правам человека принял решение, которым признал неприемлемым заявление группы пенсионеров из Луганска,...

Есть ли место для доброты к пленному врагу?: три истории узников ОРДЛО

13 ноября во многих странах мира отмечается ежегодный Всемирный день доброты. Праздник призван обратить внимание на позитивную силу...

Прокуратура заочно объявила подозрение руководителю «концлагеря» в «Изоляции»: идет ли речь о «Палыче», не уточняется

29 октября Прокуратура Донецкой области объявила заочное подозрение руководителю подпольной тюрьмы «Изоляция». Об этом сообщил отде...

Контакты

Секретариат Коалиции «Справедливость ради мира на Донбассе»