Ровеньки Луганской области с лета 2014 года находятся под контролем различных сепаратистских формирований, в том числе «казаков», российских добровольцев и прочих. Те, кто оказался в плену в Ровеньках, рассказывают о крайней жестокости в обращении с задержанными.
Правозащитникам известно, что по крайней мере летом и осенью 2014 года боевики удерживали захваченных людей на территории комбикормового завода.
Часть узников находилась в трейлере, приблизительно такого типа, как на фото внизу. Грязный, вонючий, дырявый – с протекающей крышей. Дождь заливал трейлер через множественные щели. Воздух заходил сквозь маленькое окошко. Искуственного освещения не было. Внутри находились буржуйка и два дощатых лежака с грязным спальным мешком. Ночью было холодно.
Трейлер был заставлен бутылками с мочой, для женщины была миска для справления нужд.
Не було іншого місця, куди ходити по потребі, крім миски з сечею, що там стояла... Стояли якісь пляшки з рідиною, я подумала, що то – вода. Понюхала і зрозуміла, що то – сеча... Вранці мені принесли тарілку супу і шматочок сала. Води теж дали.
Других людей держали в небольшой подвальной комнате около 30 кв.м. На этой площади располагались более 20 человек, мужчины. Была одна женщина, которую поместили отдельно, в проходную комнату с диваном. Большинство из задержанных были местными, их отпускали максимум через пару недель. «Политических» могли удерживать значительно дольше.
Среди таких были двое журналистов телеканала «112» Анна Иваненко и Назар Зоценко, пробывшие в плену две с половиной недели и, согласно официальной версии, освобожденные при содействии сотрудников российского телеканала «Лайфньюз».
По описаниям очевидца, в подвальной комнате не было ни спальных мест, ни одеял, ни подушек. Свет и воздух поступал через маленькое незастекленное окошко вверху камеры. Через это же окошко камеру заливал дождь, пока уже осенью его не затянули пленкой. Многие в камере курили. Электрическая лампочка горела все время.
Для справления нужд стояли пятилитровые бутыли. Раз в сутки, по утрам, группой выводили в туалет. Сначала охранники принесли двухлитровую бутылку с водой, но этого оказалось мало для всех задержанных, и позднее им принесли ведро и кружку. Кормили дважды в день.
Давали супы и каши, без мяса. Один раз забыли покормить совсем, но в остальном охранник кормил нас хорошо, когда никто не видел.
Сообщает, что заключенных не выводили на прогулки – только на допросы и пытки. Также привлекали к работам, таким как утепление окон, стекление дверей, помощь на кухне. Работы были примерно по пять дней в неделю, по 6-8 часов.
Распорядка дня не было, день и ночь смешались. Спать удавалось больше днем, так как ночью привозили новеньких.
Опрошенные рассказывают, что им не предоставляли медицинскую помощь, однако один из узников Ровеньков, волонтер Валерий Макеев пережил в плену инфаркт, и боевикам пришлось отвезти его на стационар в больницу.
О подробностях допросов и пыток в Ровеньках бывшие узники говорят неохотно. Упоминают русскую рулетку, имитацию расстрела, побои, вскользь говорят о применении каких-то медикаментов.
Одна из женщин во время допроса написала на листке бумаги «Допоможи мені померти. Я просто цього не витримаю». К сожалению, после этого ей пришлось пройти через еще большие издевательства не только в Ровеньках, но и в других местах, куда ее потом перевозили.
«Политических» узников допрашивали часто и подолгу, вплоть до того, что некоторые допросы длились до суток.
Допрос мог устроить кто угодно. В первый день допрашивали три разные группы... Пистолеты, ножи, русская рулетка. Хотели сделать укол какой-то красной жидкости. Я не хочу рассказывать подробности.
19 ноября Европейский суд по правам человека принял решение, которым признал неприемлемым заявление группы пенсионеров из Луганска,...
13 ноября во многих странах мира отмечается ежегодный Всемирный день доброты. Праздник призван обратить внимание на позитивную силу...
29 октября Прокуратура Донецкой области объявила заочное подозрение руководителю подпольной тюрьмы «Изоляция». Об этом сообщил отде...
Секретариат Коалиции «Справедливость ради мира на Донбассе»