В апреле 2014 года в Константиновке организовывались пророссийские митинги, сводились баррикады, блокпосты. 28 апреля 2014 года незаконное вооруженное формирование самопровозглашенной «ДНР» захватило здание городского совета Константиновки. В захваченном здании они образовали свой штаб и незаконную тюрьму.
Милиция не оказывала сопротивление участникам НЗФ, да и сами НЗФ сообщали о готовности сотрудничать с правоохранительными органами. «Правоохранительные органы с народом, соответственно, наши усилия - они едины», - сообщил журналистам самопровозглашенный «комендант» Константиновки с позывным «Миротворец» в день захвата здания горсовета. При этом в мае 2014 года участники НЗФ неоднократно похищали представителей правоохранительных органов: начальника отделения милиции, начальника сектора по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (СБНОН), командира взвода патрульно-постовой службы Константиновского ГО, участкового инспектора милиции Димитровского ГО ГУМВД и заставляли заложников вступить в НЗФ.
Вероятно, город имел нескольких комендантов - еще одним «комендантом» Константиновки от «ДНР» был бывший сотрудник ГО ГУМВД Александр Агранович с позывным «Матрос». «Командиром ополчения» города был местный житель Леонид Харченко с позывным «Крот», причастный к сбиванию рейса МН 17.
Известно, что Константиновский штаб «ДНР» подчинялся Игорю Гиркину. Руководитель отделения милиции, которого удерживали в подвале горсовета в июне 2014, свидетельствует, что участники НЗФ, которые находились в горсовете и проводили допросы, были в военной форме с нашивками «Народное ополчение Донбасса» ( «НОД»). Милиционер уверен, что такой формы в Украине не было и их форма явно был русский.
Никто из них не скрывал, что за ними стоит Россия. Это естественно. При разговоре. Например, они говорили, что при захвате Константиновского горотдела милиции участвовали российские спецы. Хотя я думаю, что это были всё-таки крымчане. Ещё они говорили, что в Славянске находятся их спецы, тот же Гиркин – гражданин России. Российское оружие. В разговоре чётко выделялась поддержка всяческая со стороны России.
В подвале горсовета боевики удерживали узников, а на втором этаже был «кабинет офицера», вероятно Константина Воронченко, который принимал решение о задержании людей.
Задерживали за пьянство, нарушение комендантского часа, кражи, по политическим причинам и тому подобное. Свидетель рассказывает, что среди задержанных были двое арабов, которые ехали в Харьков. Один говорил по-английски, второй - нет. У них отняли 500 долларов и требовали еще выкуп. Удерживали от нескольких часов до нескольких суток. Отпускали задержанных после того, как, по мнению участников НЗФ, человек отбыл надлежащее ему наказание или после получения выкупа.
В целом условия в подвале были «ужасные» – очень грязно, прохладно, влажно. Помещение площадью 3 на 5 метров освещала одна лампочка, и ту вкрутили позже, а до того пленники сидели в полной темноте. Не было дневного света, на прогулки не выводили. Кроватей, матрасов, одеял не было. Днем спать не давали, только с 10-ти вечера. Постоянно играла музыка. Связи с внешним миром не было – у всех конфисковывали телефоны. Оборудованного туалета не было – узники ходили по нужде в углы соседней комнаты подвала.
Пить давали грязную воду. Заключенных или вообще не кормили, или могли принести на всех два пластиковых стаканчика с чаем и несколько пирожков. Один пострадавший рассказывает, что однажды принесли кашу, но он не ел, так как сомневался в ее съедобности.
Заключенным вообще не оказывали медицинской помощи, даже тем, кому было очень плохо. Более того, запрещали помогать пострадавшим, развязывать руки. Также запрещалось громко разговаривать и стучать в дверь. За нарушение правил били автоматом в зубы.
Количество задержанных колебалось в пределах 15-20 человек. Некоторых забирали на принудительные работы, рыть окопы или носить мешки с песком. За некоторых платили выкуп, и тех освобождали.
Людей пытали в двух кабинетах на первом и втором этаже горсовета. Практиковали имитацию расстрела, жестокое избиение, психологические издевательства, лишали воздуха, надевая пакет на голову. В подвал часто бросали избитых людей со связанными руками. Был один человек с поломанными ребрами, он даже не мог лечь на бок. В Константиновке не казнили – местные боевики не имели таких полномочий. Говорили, что для казни нужно везти в Славянск или в Горловку, к «Бесу» (Игорю Безлеру).
Город был оккупирован «ДНР» в течение двух месяцев. 5 июля 2014 года Константиновку заняли украинские войска.
Восточноукраинский центр общественных инитциатив, Правозащитная коалиция «Справедливость ради мира на Донбассе»
19 ноября Европейский суд по правам человека принял решение, которым признал неприемлемым заявление группы пенсионеров из Луганска,...
13 ноября во многих странах мира отмечается ежегодный Всемирный день доброты. Праздник призван обратить внимание на позитивную силу...
29 октября Прокуратура Донецкой области объявила заочное подозрение руководителю подпольной тюрьмы «Изоляция». Об этом сообщил отде...
Секретариат Коалиции «Справедливость ради мира на Донбассе»