Угрозы гендерно-обусловленным насилием (далее – ГОН) и, собственно, воплощение таких угроз в реальность стали одним из методов реализации беззакония, которое царит на Донбассе с начала вооруженного конфликта. Однако не только пророссийские боевики являются виновниками подобного зверства: представители украинских добровольческих батальонов также приложили руку к пополнению списка серьезных нарушений прав человека. Именно поэтому Коалиция «Справедливость ради мира на Донбассе» осуществляет исследования о случаях ГОН, которые имели место во время вооруженного конфликта на Донбассе. Специалисты Коалиции собирают и анализируют информацию от жертв и свидетелей таких преступлений, а также из открытых источников. Выяснилось, что практика ГОН распространена среди боевиков и представителей отдельных добровольческих батальонов не только как средство покорения тех, кто сопротивляется беззаконию, а также как ... развлечение.
Пришел, увидел и присвоил
Распространенной практикой на оккупированных территориях является незаконное отчуждение собственности. В частности, форсировать «отжим» недвижимого имущества боевики могут, пригрозив изнасилованием. Подобная история случилась 2014 с мужчиной, которого задержали незаконные вооруженные формирования в Донецкой области (здесь и далее речь идет о случаях, опубликованных в «Докладе о ситуации с правами человека в Украине 16 февраля – 15 мая 2016» Управления Верховного комиссара ООН по правам человека).
Сначала мужчине предложили добровольно подписать документы о передаче всего его недвижимого имущества в пользу сепаратистов. Услышав несогласие, глава боевиков по кличке «Васильевич» заявил, что «приведет сюда мою жену и дочь; чеченцы изнасилуют их обеих прямо передо мной». Чтобы родные остались нетронутыми, мужчина вынужден был согласиться передать свое жилье представителям «ДНР».
Честь оккупанта – сломить завоеванного
Женщин, которые не подчинились букве закона «ДНР» и нарушали комендантский час, систематически забирали в плен и издевались над ними. Об этом свидетельствуют украинские военные, которые также находились в местах несвободы. По словам солдат, женщин, попавших в камеры, часто куда-то забирали, после чего возвращали назад. И хотя другие пленные не были свидетелями сексуального насилия лично, у них есть серьезные основания подозревать, что речь шла именно об этом. Ведь если женщину возвращали назад, то ее внешний вид и психоэмоциональное состояние красноречиво свидетельствовал о том, что невозможно рассказать словами.
В частности, серьезно пострадала женщина, которая приехала в Донецк со своим женихом, чтобы зарегистрировать брак.
«Однажды нетрезвые члены вооруженного группы забрали женщину с собой и вернули ее обратно через несколько часов. Она была в состоянии алкогольного опьянения, ее волосы и одежда были взъерошенные, и она не хотела разговаривать», – утверждает свидетель, что дает основания подозревать об изнасиловании.
Среди случаев ГОН, задокументированных Коалицией, есть история о несовершеннолетней девушке, которую заставили удовлетворять сексуальные потребности сепаратистов в качестве наказания. В то время ребенку было около 14-16 лет.
«Вообще заключенным запрещалось без разрешения выходить из камер в коридор, только в случае крайней необходимости с разрешения охранника. Эта девушка иногда игнорировала эти требования и во время одного из ее выходов из камер в коридор в подвал посетил Маньяк ... Когда он увидел эту девушку в коридоре, он пришел в бешенство и начал на нее кричать. Сказал, что за такую дерзость ее надо наказать. И в качестве наказания он решил передачи в подарок на передовую для удовлетворения сексуальных потребностей бойцов-сепаратистов», - рассказал свидетель.
Однако, вопреки распространенному стереотипу, женщины не составляют абсолютное большинство среди жертв ГОН. В одном из случаев, опубликованном в упомянутой выше докладе, речь идет о мужчине, которого жестоко избили, а затем и изнасиловали в Донецком СИЗО №5. Однако это еще не вся история: прежде чем изнасиловать, боевики заставили мужчину полностью раздеться на декабрьском морозе. Далее приказали склониться, после чего его «ректально обследовали». Такие издевательства пострадавший пережил только потому, что попросил отбыть остаток своего срока на территории, контролируемой украинским правительством.
Коалиция также задокументировала случай, когда человека, находящегося в плену в Луганске, заставили раздеться и обнаженного заперли в камере вместе с другими пленными.
«Кроме всего прочего, я был в подавленном психическом состоянии, потому что находился в камере, в которой были как женщины, так и мужчины, в наручниках. И в обнаженном виде. Потому что «Маньяк» запретил мне одеваться, запретил мне ложиться», - говорится в показаниях.
По словам пострадавшего, такое особое отношение к нему со стороны упомянутого боевика можно объяснять тем, что к конфликту он был знаком с обидчиком лично и не скрывал своих проукраинских взглядов.
Сексуальное насилие как развлечение
Анна Сергеева из Донецка поделилась с «Фактами» непростой историей из жизни своей знакомой Вали – историей, о которой страшно вспоминать. Женщина пришла на базу кадыровцев, чтобы помочь подруге, мужа которой на днях забрали в плен. Подруге стало плохо, и Валя решила наведаться к ней, чтобы выяснить, все ли в порядке. Однако вместо подруги Валя встретила кадыровцев, которые, обозвав ее «укропкой», начали жадно приговаривать, какая красивая девушка пришла к ним. «Мне только помочь», – умоляла женщина, но эти слова вместо того, чтобы помочь ей, только подлили масла в огонь.
...Валю пустили «по кругу» трое кадыровцев. По словам пострадавшей, боевики еще долго хохотали ей вслед.
Нередки случаи, когда ГОН практиковалось исключительно ради развлечения. Их удалось задокументировать правозащитникам Коалиции. Так, известно о том, как каждую ночь в одном из незаконных мест несвободы в Луганске молодую женщину вызвали якобы на допрос.
«Я обратил внимание на то, что допросы обычно сопровождались какими-то пытками, криками и так далее. В этом случае никаких криков, никаких следов насилия не было. Через некоторое время эта женщина возвращалась назад. Я обратил внимание, что она чувствует себя очень неловко и старается не смотреть на других людей. В разговоре с другими сокамерниками я высказал предположение, что речь идет не о допросах, а именно об изнасиловании. Мне ответили, что они это прекрасно все понимают, но лучше не распускать язык, потому что не надо забывать, где мы находимся», – вспоминает свидетель.
Негативные тенденции среди отдельных украинских правоохоронителей и добровольцев
Печальная статистика свидетельствует о том, что не одни только сепаратисты оставляют свой след в истории ГОН. На контролируемой правительством Украины территории Донетчины также случается откровенное беззаконие. В основном – вблизи линии соприкосновения.
Десяток военных из батальонов «Донбасс» и «Азов» жестоко поиздевались над человеком с инвалидностью. У мужчины были расстройства психики, из-за чего он пережил изнасилование добровольцами. После инцидента и без того нестабильное психическое состояние пострадавшего ухудшилось еще более.
Украинские правоохранители также не всегда поступали правомерно с теми лицами, которые подозреваются в терроризме. Кроме психологического давления, жестокого обращения и пыток, задержанные подвергались угрозам сексуальным насилием, о чем говорится в вышеупомянутом докладе Верховного комиссара ООН по правам человека. В частности, в апреле 2015 года одному мужчине пригрозили связать руки и отдать его на изнасилование гомосексуалистам. В мае 2015 года двум подозреваемым женщинам после пыток также угрожали сексуальным надругательством.
Жестоко обошлись и с женщиной, ее задержала полиция на подконтрольной Украины территории Донецкой области 2015 года.
«Они спросили, рожала ли я. Когда я ответила, что уже трижды, они сказали, что, значит, я смогу переносить боль», – говорит пострадавшая.
После этого ей нанесли удары кулаками и тяжелыми посторонними предметами по голове, груди и ногах.
________________________________________
Все упомянутые случаи являются результатом полного беззакония и безнаказанности, царящих на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей и в определенной степени распространенных и на контролируемых правительством Украины территориях. Чтобы добиться справедливого наказания виновных, прежде всего необходимо собрать как можно больше информации о случаях ГОН. Эти показания в перспективе рассмотрит Европейский суд по правам человека и Международный уголовный суд для вынесения приговоров как самим преступникам, так и организаторам этих преступлений. Без надлежащего документирования случаев ГОН виновные не понесут наказания, они и в дальнейшем будут жить среди нас и совершать преступления. Исходя из этого, Коалиция «Справедливость ради мира на Донбассе» призывает всех, кому известно о таких случаях, сообщать о них через специальную защищенную форму.
При подготовке публикации использованы показания пострадавших от ГОН, опубликованные в «Докладе о ситуации с правами человека в Украине 16 февраля – 15 мая 2016» Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, а также интервью газеты «Факты» (Анна Василевская. «Женщины, ставшие жертвами насилия на оккупированных территориях, рассказали «ФАКТАМ» свои горькие истории». – «Факты», 05.08.2016 г.)
Алина Боднар
19 ноября Европейский суд по правам человека принял решение, которым признал неприемлемым заявление группы пенсионеров из Луганска,...
13 ноября во многих странах мира отмечается ежегодный Всемирный день доброты. Праздник призван обратить внимание на позитивную силу...
29 октября Прокуратура Донецкой области объявила заочное подозрение руководителю подпольной тюрьмы «Изоляция». Об этом сообщил отде...
Секретариат Коалиции «Справедливость ради мира на Донбассе»