Тюрмы и пыточные Иловайска: помещение линейного отдела УМВС Украины на станции Иловайск

07.04.2016

Location icon ул. Шевченко, 106, Иловайск, Донецкая область, Украина, 86793


Часть свидетелей, которые находились в плену сепаратистов в Иловайске, рассказывает о том, что сначала около 70–80 человек удерживали в местном гараже. Позже боевики увидели, что там слишком мало места для такого количества людей. Впоследствии заключенных переместили в полуподвальное помещение бывшего КПЗ и тира, который сгорел в результате взрыва во время боевых действий. Надо заметить, что после того, как в помещение тира попала взрывчатка, его никто не убирал. Поэтому пленные должны были самостоятельно «обустраивать» тюрьму – выносили камни, мусор, кирпич и обвалившуюся штукатурку.

Условия содержания

Размер полуподвальном камеры составлял около 15–20 метров в длину и 5 метров в ширину. Дневной свет внутрь не попадал, поскольку единственное окошко здесь было заваренным. То же самое бывшие узники утверждают и о свежем воздухе.

Некоторые пострадавшие утверждают, что их удерживали в комнате площадью около 40 м2 на первом этаже. По словам бывших пленных, стены и потолки здесь были черными, а само помещение – влажным и холодным. Дневной свет попадал в тюрьму через единственное окно размерами 0,5х1,5 м.

Полуподвальная камера была сухой, но очень холодной: с началом осени пленные постоянно мерзли. Не помогла даже металлическая печь «буржуйка», построенная самими заключенными, чтобы хоть как-то согреться. Вследствие воздействия холода многие из них болели простудой и воспалением легких.

Коек в камере не было, поэтому прямо на пол стелили старую одежду и лохмотья. Спали пленные также на дверях, досках и ящиках из-под снарядов для «Града», которые сами же себе и принесли.


Схема тюрьмы в Иловайске

Кормили в иловайской тюрьме в основном дважды в день – до и после принудительных работ. Однако продукты не вызывали аппетита: супы и постные каши на воде с грязных круп, а также макароны, иногда с примесью мусора. Нормальную еду приносили местные жители, когда пленные выходили на принудительные работы. Во время «зеленого коридора» для гуманитарных грузов пленным также передавали еду. При необходимости им предоставляли доступ к водопроводной воде.

Что касается туалета, то, по воспоминаниям свидетелей, в полуподвальном помещении в Иловайске была канализационная труба, куда можно было справлять нужду. Также ежедневно с камеры забирали по несколько человек на утреннюю и вечернюю проверку, отводили в туалет на улицу. При необходимости, если собиралось достаточное количество желающих, охранники могли выводить в туалет и чаще.

Звонить родственникам некоторые пленные могли с телефона конвоиров, но им надо было за это пополнить счет. Связаться с родными помогали местные жители, для которых заключенные выполняли принудительные работы.

Отношение к пленным

В плену в Иловайске находились преимущественно солдаты, служившие на стороне украинской армии – как добровольцы, так и кадровые солдаты. Один из них рассказывает, что из-за отсутствия надлежащей медицинской помощи он вынужден был самостоятельно выцарапывать осколок, застрявший в его ноге во время боевых действий.

В процессе допросов пленных били. Солдатам ломали ноги, руки и ребра. При этом адекватной медицинской помощи после побоев жертвам не оказывали. Среди медикаментов, которые выдавались на камеру, было лишь небольшое количество обезболивающих препаратов, зеленки и йода, а также бинты.

Один из заключенных Иловайской тюрьмы был медиком – он и оказывал первую медицинскую помощь собратьям, которые получили ранения во время боевых действий или вследствие физического надругательства боевиков.
 

«Обезболивающих критически не хватало на всех. Переломленные ребра мы сами перетягивали ребятам своими футболками, одеждой. Самостоятельно перематывали травмированы конечности», – говорит бывший пленный, который находился в Иловайском подвале более 70 дней.


Пленных здесь регулярно подвергали пыткам. Особенно жестоко относились к тем, кого подозревали в связях с «Правым сектором», «Свободой», а также тех, кого считали разведчиками, гранатометчиками, минометчиками, снайперами и местных, которые занимали важные, особенно военные должности.

«Один “киборг”» был сильно ранен, и один сепаратист собственноручно его застрелил двумя выстрелами в голову», – рассказывает бывший узник.


Принудительные работы

Пленных выводили на принудительные работы ежедневно, кроме воскресенья, с 9 утра до 4–6 вечера, а иногда и до 8 часов. При этом у большинства пленных была высокая температура, однако их все равно привлекали к чрезвычайно тяжелой, изнурительной физической работе.

«Нам сказали, что мы этот город разрушили, поэтому мы же должны его восстанавливать ... Было такое, что местные жители приходили в комендатуру, писали заявление, что им необходимо что-то в доме отремонтировать или перенести, в связи с чем просили выделить им рабочую силу. И нескольких ребят отправляли на восстановление или уборку по указанному в заявлении адресу дома. Мы чинили крыши и вставляли окна, разбирали завалы и выносили мусор», – вспоминает бывший пленник.

Последние новости

ЕСПЧ отказал семи жителям оккупированного Луганска в деле против Украины о выплате пенсий

19 ноября Европейский суд по правам человека принял решение, которым признал неприемлемым заявление группы пенсионеров из Луганска,...

Есть ли место для доброты к пленному врагу?: три истории узников ОРДЛО

13 ноября во многих странах мира отмечается ежегодный Всемирный день доброты. Праздник призван обратить внимание на позитивную силу...

Прокуратура заочно объявила подозрение руководителю «концлагеря» в «Изоляции»: идет ли речь о «Палыче», не уточняется

29 октября Прокуратура Донецкой области объявила заочное подозрение руководителю подпольной тюрьмы «Изоляция». Об этом сообщил отде...

Контакты

Секретариат Коалиции «Справедливость ради мира на Донбассе»