Согласно исследованию организации «ООН-женщины» около 90% жертв современных конфликтов составляет гражданское население[1]. Во время вооруженных столкновений среди пострадавших превалируют именно женщины и дети – те, кого представители вооруженных формирований (обычно более чем на 90% состоящие из мужчин) стараются защитить. Гражданские умирают, теряют жилье, получают ранения и психические травмы, которые оставляют отпечаток на жизни целых поколений.
В историях жителей Востока Украины, которые удалось задокументировать в рамках проекта «Полномочия гражданского общества для трансформации культуры памяти – ненасильственные пути разрешения жестокого прошлого Донбасса», также идет речь о беззащитности женщин и детей в ситуации, когда родной город превращается в военный лагерь, а вокруг него ведутся боевые действия.
Валерия Онищенко (имя изменено для безопасности респондентки) живет в одном из городов Донецкой области, расположенном в 25-километровой зоне от линии разграничения. Она работает заведующей дошкольного учебного учреждения. Летом 2014 года она впервые почувствовала, что в родной город пришла война. Это чувство появилось вместе с постоянным страхом за близких, друзей, коллег по работе. Ей кажется, что тогда все были напуганы отдаленными взрывами и звуками работы украинской артиллерии, размещенной за городом.
«Пока слышно отголоски где-то далеко – совсем по-другому воспринимаешь и считаешь, что меня это не коснётся, почему-то всегда у нас такое мнение», - вспоминает Валерия. Ежедневный страх за близких заставил её изменить личный образ жизни и своего ребенка: «Я научила свою дочь тому, что [во время обстрела] ты должна выйти в коридор и лечь на землю». На работе Валерия провела учения как следует действовать во время обстрела, вместе с воспитательницами оборудовала в подвале бомбоубежище: поставили стулья, запаслись свечками и питьевой водой. Но здание детского сада не предназначалось для жизни в военных условиях – чтобы попасть в подвал нужно было выходить на улицу. Именно это и помешало воспользоваться бомбоубежищем когда начался обстрел.
Первым взрывом разбило окна с правой стороны здания. Воспитательницы вместе с детьми побежали в комнату первого этажа, легли на пол, а взрослые закрыли собой детей.
Валерия запомнила этот момент во всех ужасающих деталях:
Мы лежали и очень плакали, сильно кричали дети, взрослые… Была немного паника. Мы ждали. Было много мелких громких взрывов, мы не могли понять, откуда они. Мы слышали звон стекол. Когда немножко притихло, мы схватили детей и выбежали вниз в подвальное помещение и находились там пока не подъехали машины МЧС, скорой помощи. Таким образом это все продлилось, может быть, минуты три, хотя казалось, целая вечность. И очень было страшно.
Во время этого обстрела погибла молодая мама, которая пошла в садик забирать ребенка, и мальчик-школьник, который гулял на улице.
Смерть ребенка. Это было очень страшно. Когда мы спускались в подвал, мы увидели труп этого мальчика семилетнего. Он еще совсем ребенок, ему б жить и жить… Это было самое страшное для меня. Я очень держалась, когда мы лежали, я сдерживала, я старалась успокоить и детей и взрослых. Я вела себя как руководитель, но скажу честно: когда я увидела труп ребенка – у меня полились слезы ручьем, я не могла себя уже успокоить.
Валерия отмечает, что даже простая повседневная жизнь возле линии фронта требует постоянного психического напряжения, а после всего пережитого невозможно снова поверить, что мирная жизнь не разрушится в один момент, и можно продолжать жить без страха. Гражданские в конфликте – всегда жертвы обстоятельств, и пока ситуация полностью зависит от военных – простые жители никак не могут на неё повлиять. Единственное, что им остается – беречь себя и своих близких: «Наверно, в этой ситуации пока от обычных людей ничего не зависит. Нужно все равно конфликт решать на более высоком уровне, а людям быть осторожными, чтобы с ними ничего не случилось».
Размышления Валерии над вопросами войны и мира, роли рядового человека в условиях хрупкого затишья в боевых действиях, касаются сложных вопросов, на которых нет простых ответов. Каждое боевое столкновение, каждый обстрел лишь обостряют конфликт, для гражданских, которые случайно попадают в эпицентр боевых действий, они несут только страх, чувства беззащитности и беспомощности.
Этот обстрел был большим уроком жизни. Никогда бы не подумала, что мне придется лежать на полу и защищать детей детского сада, бежать с ними в подвал. И после этого обстрела, вы знаете, я поняла, что главное в жизни – это жизнь детей, жизнь близких. А остальное – документы, рабочие вопросы – это мелочи по сравнению с такими ситуациями, которые произошли.
[1] Женщины, война и мир, 03.12.2017, https://www.womenwarpeace.org/home/
Заглавное фото статьи: zn.ua
Одним из институтов, который в значительной степени сопротивлялся индустриальной деградации почти...
Вооруженный конфликт на востоке Украины разрушает не только судьбы людей - война уничтожает и...
Согласно информации на официальном сайте Министерства по вопросам временно оккупированных...
2 октября в 16:00 в помещении Полтавского художественного музея (ул. Европейская, 5) состоялась презентация издания "Город, с которо...
2 октября в 16:00 в помещении Полтавского художественного музея правозащитники представят издание «Город, с которого началась война»...
17 сентября в 15:00 в Областной универсальной научной библиотеке г. Хмельницкий состоялась презентация интерактивной выставки показа...
Секретариат Коалиции «Справедливость ради мира на Донбассе»