Согласно информации Мониторинговой миссии ООН по правам человека в период с апреля 2014 года по декабрь 2018 года почти 13000 человек погибли в результате вооруженного конфликта на востоке Украины. Среди них: 3300 гражданских, 4000 военных украинской армии, а 5500 - боевиков «ЛНР / ДНР». Еще от 27000 до 30000 человек получили ранения.
История ниже - о страданиях невинной женщины, которая не выбирала войну. Вооруженный конфликт изменил повседневную жизнь Марины Михайловны (имя изменено для безопасности респондентки) и превратил ее на выживание в условиях бесправия и неопределенности. С Мариной документаторы БФ «Восток-SOS» познакомились в санатории в живописном поселке Лютеж. Там женщина проходила уже вторую подряд реабилитацию после тяжелых ранений, которые она получила зимой 2015 во время обстрела пассажирского автобуса неподалеку Волновахи.
В начале войны
Марина Михайловна живет в небольшом поселке, который находится в серой зоне Донецкой области. В начале боевых действий женщина никуда надолго не выезжала, хотя поселок неоднократно обстреливали. Летом 2014 другие жители и сама женщина еще не понимали, что оказались между молотом и наковальней - началась война.
Я без работы осталась, нанялась к людям пасти коров. И мы пасли коров. И вот это все летает, мы как-то не боялись, не понимали этого.
Постепенно обстрелы усиливались: два дома в селе сравняли с землей. Однако, люди воспринимали боевые действия как нечто временное. Долгое время обстрелы обходились без человеческих жертв - до одного трагического случая о котором Марина Михайловна до сих пор с ужасом вспоминает.
Выехали муж, жена, их ребенок и сестра. У них был микроавтобус белого цвета. Они ехали и прямым попаданием попали в их авто. Я не знаю где находилась эта сестра с этим мальчиком, может она его вывела в туалет ... Муж и жена сгорели сразу: они сидели и сгорели прямо же в этом микроавтобусе. Она [сестра] - инвалид третьей группы. Никогда не хочет об этом говорить.
Марина Михайловна только зимой поняла, что вокруг - настоящая война, которая неизвестно когда закончится. Однажды она решила сходить к друзьям вечером. Внезапно начался обстрел - взрывы были неподалеку, за соседними огородами. Вместе с мужем Марина вернулась домой, чтобы подоить корову; неожиданно снаряды начали разрываться совсем близко.
Я испугалась. У меня муж афганец, он успокоил: «Не бойся, это еще не рядом». Когда попало уже к соседке, он сказал: «Это уже все». Ей попало перед домом и на огороде. Такие ямы были ужасные в мой рост, а по ширине - метра три. Не знаю с чего они стреляли. Вот так пошло-пошло, а мой дом пронесло. И пошло по следующей улице, подряд все дома.
Теракт
В конце декабря 2014 Марина Михайловна праздновала Новый год вместе с детьми в их доме. Женщина возвращалась домой 13 января поездом, где и познакомилась с соседкой по купе Ольгой. Обеим женщинам оказалось по дороге - к Волновахи. У Марины Михайловны было много вещей, еще и три торты для подруг. Она не хотела ехать автобусом, но Ольга ее все же уговорила.
В тот же день было очень трудно уехать из автостанции.
Мы с десяти часов просидели до двух, не могли уехать, там было столько людей! Столько ехали в Донецк из Волновахи. В 2:00 выехал автобус, нас остановили на блокпосту. Не знаю, мы долго стояли там. И вот случился выстрел.
Сначала Марина Михайловна даже не поняла, что произошло.
Такое ощущение, что автобус подпрыгнул и посыпались все окна. Люди все в крови стоят напротив меня. Я даже боли не почувствовала, когда меня ранило. Я ничего не почувствовала. Потом, наверное, я хотела или лечь на пол, хотела ногу эту подвинуть ... и такая адская резкая боль!
Женщина не может сдержать слезы и добавляет, что от собственной гибели ее спасла случайность.
Я поменялась местами с Ольгой. Она мне сказала: «Ты садись там, тебе ближе вставать, а я к окошку сяду». А потом после взрыва: «И меня тоже [ранило]». Я к ней разворачиваюсь, а она желтеет так, желтеет. Я думала ей плохо. А она умерла.
Реабилитация
Марина вытащили за капюшон куртки из автобуса, который был весь в крови и осколках стекла. После теракта женщину отвезли в больницу, где она провела два месяца. Все время ее посещали родные и волонтеры, ей покупали лекарства, приносили еду.
Спустя некоторое время Марина Михайловна вернулась домой. Из-за травмы нога почти не сгибалась; ей пришлось потратить много времени на сложную реабилитацию.
Какая это боль была! Мне гнули ногу вообще без всякой анестезии, без ничего. Это за два раза на 25 градусов согнули, потом на 40 вдвоем уже. Я там визжала вообще.
Боль в ноге все еще напоминает, но значительно меньше, чем в 2015 году. Однако душевные раны до сих пор остались.
Меня беспокоит давление из-за нервного срыва. И ничего такого не помогает. Бывает неожиданно такое волнение и тут такая волна хлынет. Я не знаю, что это за волнения. Что я только не пила - ничего не помогает. Себя пытаешься держать в руках и все.
Лечение души
В конце нашего разговора Марина Михайловна рассказала, как она пытается обуздать страх и бороться с пост-травматическим стрессом.
Хобби у меня нет, зато есть четыре палисадника цветов.
Раньше у меня была корова. Это был член семьи. Я ее лечила, когда она болела. А она как упала, так и больше не поднялась. Я неделю вообще не поднималась. Корова - это было мое хобби. Если она болела, я брала ее на поводок и шла к ветеринару. Корову я любила и сейчас не могу ее вспомнить без слез.
А сейчас я цветы люблю, у меня четыре палисадника цветов. Я для души: если раньше у меня овощи росли, а теперь цветочки. Хочется, чтобы было все хорошо.
История Марины Михайловны, к сожалению, не уникальна для войны. Очень хорошо, что первичное лечение и реабилитацию женщине обеспечило украинское государство, однако так происходит не во всех случаях. В Украине не существует государственных программ по реабилитации или систематической денежной помощи раненым гражданским людям в результате войны. Люди и дальше остаются один на один со своими психологическими проблемами и вынуждены справляться с ними, как Марина Михайловна, собственными силами. Способность возродиться, найти внутренний ресурс для того, чтобы снова чувствовать себя человеком, побороть страх перед жизнью в условиях неопределенности - это большой вызов для всех, кто живет на линии разграничения и в "серой зоне". История Марины Михайловны именно об этом.
Заглавное фото статьи: Министерство обороны Украины
Одним из институтов, который в значительной степени сопротивлялся индустриальной деградации почти...
Босния и Герцеговина. Опыт этой страны важен для Украины, поскольку горячая фаза конфликта была...
«Плакат — это дёшево и сердито, а стало быть — весьма продуктивно в сфере информационной войны....
2 октября в 16:00 в помещении Полтавского художественного музея (ул. Европейская, 5) состоялась презентация издания "Город, с которо...
2 октября в 16:00 в помещении Полтавского художественного музея правозащитники представят издание «Город, с которого началась война»...
17 сентября в 15:00 в Областной универсальной научной библиотеке г. Хмельницкий состоялась презентация интерактивной выставки показа...
Секретариат Коалиции «Справедливость ради мира на Донбассе»